Традиции необходимо сохранить

Система экспертизы промышленной безопасности

С первых лет перестройки и практически до 1997 года система планово-предупредительных ремонтов (ППР) основных фондов - зданий и сооружений, введенная Постановлением Госстроя СССР №279 в 1983 году, на большинстве предприятий перестала существовать.

Службы технического надзора за состоянием, содержанием и ремонтом строительных конструкций были сокращены до минимума или вообще ликвидированы. Переход к частной собственности выдвинул на первый план прибыль любой ценой, при полном отсутствии у хозяев предприятий понятия «безопасность производства». В итоге обследование зданий и сооружений производилось лишь при аварийных или иных критических ситуациях. При этом независимая экспертиза строительных работ не пользовалась спросом, т.к. никакой обязанности проводить ее у предприятий не было.

Положение изменилось лишь в 1997 году, когда по инициативе Госгортехнадзора России были приняты Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных обьектов» (далее - Закон о ПБ) и Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений». Именно Закон о ПБ определил правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных обьектов, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предприятий, если они осуществляют свою деятельность в области промышленной безопасности.

В последующие годы, на основании Закона о ПБ, была разработана и внедрена система экспертизы промышленной безопасности, что позволило, не отступая от норм и правил, осуществлять независимый контроль за состоянием зданий и сооружений, определять их соответствие требованиям промышленной безопасности. В частности, Закон о ПБ (ст.13, п.1) определил, что экспертизе промышленной безопасности подлежат: • проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов; • здания и сооружения на опасных производственных объектах; • декларация промышленной безопасности.

При этом необходимой составляющей были как лицензирование деятельности по экспертизе промышленной безопасности зданий, так и обязательное выполнение положений СНиП при проведении экспертиз.

Как эксперт с большим стажем работы могу свидетельствовать, что система экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений дала возможность предотвращать многие аварийные ситуации, связанные с дефектами конструкций из-за ошибок при проектировании промышленных предприятий, некачественном строительстве и бесконтрольной эксплуатации в условиях агрессивных сред.Традиции необходимо сохранять

Отсутствие системы надзора и законодательной базы эксплуатируюшихся гражданских зданий и сооружений (не относящихся к категории ОПО) привело к тому, что аварийность на этих «мирных» объектах значительно выше, чем на опасных. По роду своей деятельности большая часть наших экспертных работ проходила по Управлению по надзору в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности и отделу по надзору в металлургической промышленности Госгортехнадзора РФ. Сотрудники Центрального аппарата Госгортехнадзора России, в том числе и бывшие заместители Председателя Комитета Е.А. Малов, Б.А. Красных, А.И. Субботин, начальники Управлений А. А. Шаталов, В. Р. Пешков, ведущие сотрудники Управления Л. Н. Ганьшина, Г. М. Селезнев, В. А. Баранов, Ю. В. Печенов, С. А. Жулина, А. И. Черников и другие, обладали огромным опытом надзорной службы, умением объединить специалистов для улучшения и развития системы экспертизы промышленных обьектов. Этому способствовали систематические конференции, семинары, система повышения квалификации. Развивалась и совершенствовалась научно-практическая деятельность НТЦ «Промышленная безопасность» под руководством В.И. Сидорова. Особенно хочется отметить «наше» Управление Северо-Западного округа, на подведомственных предприятиях которого пришлось много работать, активных, болеющих за дело, высокообразованных специалистов. Это бывшые начальники Управления В.А. Густов, К.А. Сапрыкин, бывшие заместители начальника Управления А.А. Осьмачко, Е.В. Роман, работающие и поныне, И.И. Заблодский, Л.С. Маликова, Е.Г. Парийская, Л.В. Лебедева, B.C. Боголюбова и другие.

При осуществлении надзора за безопасной работой предприятий деловую и активную позицию всегда занимали службы Калининградского горнотехнического отдела под руководством начальника А.В. Медведева, главного государственного инспектора Р.С. Вечирко, государственного инспектора Н.Р. Гуськовой.

Благодаря четко отлаженной системе на предприятиях Калининграда и области удалось предотвратить аварийные ситуации по зданиям и сооружениям предприятий, многие из которых были построены в первой половине XX века. После разработанных технических решений на зданиях многих цехов проведены ремонты и усиления несущих строительных конструкций. Сроки выполнения компенсирующих мероприятий (ремонтных работ) строго выполнялись предприятиями, руководители которых и сами были заинтересованы в проведении экспертизы промышленной безопасности и последовавших затем ремонтах.

Специалистов Калининградского горнотехнического отдела всегда отличала ответственность при обеспечении надзора за безаварийной работой предприятия, которому они оказывали помощь и поддержку. Строгость надзора за выполнением всех предписаний сочеталась с пониманием сложности работы предприятий в условиях «перестройки». Тесный контакт и общая заинтересованность в результате, обеспечение безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, привели к устойчивым результатам по обеспечению промышленной безопасности.

Работы по ЭПБ и техническим обследованиям в Новгородской области (бывший начальник отдела В.Е. Алшвейберг, государственный инспектор Т.В. Смирнова), в Центральном промышленном округе (бывший заместитель начальника В.В. Пере- гонцев, главный государственный инспектор А.В. Занков), проводились на уникальных зданиях и сооружениях больших промышленных предприятиях химической промышленности. Доброжелательная помощь оказывалась сотрудниками надзорных органов экспертной организации, которая часто сталкивалась с полным непониманием руководством предприятий задач промышленной безопасности.

В течение 1997-2006 гг. положение значительно изменилось. Своевременный надзор и помошь, которые оказывают Ростехнадзор и экспертные организации предприятиям по предотвращению аварий и инцидентов на зданиях и сооружениях, невозможно недооценивать. Это стало понимать и руководство предприятий.

Тем не менее, на мой взгляд, за последние годы ситуация в области экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений значительно ухудшилась. Причины тому - отмены строительных норм, длительная перестройка и слияние практически всех видов надзора, с потерей многих опытных специалистов и видов надзорной деятельности. В качестве основной законодательной базы введен Федеральный закон «О техническом регулировании», который должен регулировать «отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции и т.п., оценке и соответствии». Особое значение придается разработке технических регламентов, которые должны приниматься, в том числе, и по вопросам безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий (гл.2, ст.8, п.4). Однако до сих пор нет ни одного технического регламента в отношении безопасной эксплуатации зданий и сооружений.

На наш взгляд, при разработке технических регламентов, необходимо учесть опыт системы промышленной безопасности. В технический регламент безопасности должны входить инвентаризация зданий и сооружений в соответствии с классами ответственности и техническая экспертиза состояния конструкций, включающая разделы, обязательные при проведении экспертизы. Полученная информация позволит создать базы данных и даст возможность не только предотвратить аварийные ситуации, сохранить конструкции в рабочем состоянии, но и восстановить техническую документацию на здания и сооружения, провести паспортизацию.

Очень надеемся на то, что процесс реорганизации системы надзора не будет проходить по известной поговорке «ломать - не строить». Государственный надзор России имеет большой опыт и прекрасные традиции, которые необходимо сохранить.

 

Надежда Сергеевна Гурьева

Статья опубликована в журнале "Берг-Коллегия", №5, 2006, с. 18

Подробнее об услуге
вы можете узнать, позвонив нам по телефонам
+7 812 577-46-16 +7 812 577-18-87
Санкт-Петербург, Фуражный пер., 4, офис15
или заполнив форму:
Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!